Компьютерная игра Turing Complete

или как за пару вечеров, не особо напрягаясь, глубоко изучить архитектуру компьютера

Главное игровое окно игры Turing Complete

Главное игровое окно игры Turing Complete

Была обнаружена компьютерная игра Turing Complete в жанре «головоломка», суть которой: соединять проводочки, организовывать регистры памяти, писать машинный код — и всё это надо делать в точности так, как это происходит в реальном процессоре. При этом, чтобы начать играть — ничего особо о компьютерах знать не нужно, вся теория объясняется игроку по ходу дела.

Поиграв в Turing Complete часов 30..40 — можно об архитектуре компьютера узнать больше, чем за 2..3 года изучения аналогичных институтских курсов (не думаю, что это преувеличение).

При этом игра очень наглядная, удобная и интуитивная. Для сравнения, вот как выглядит одна из программ (Logisim), по которой учатся обычные компьютерные студентоиды:

При всём уважении к Logisim (2014), визуально и интерактивно он сильно проигрывает Turing Complete. А привлекательнее Logisim в институтских кругах вроде ничего особо и не крутится.

Разница между традиционной программой Logisim и игрой Turing Complete — это разница между «я ничего не понял, было скучно, я забил и не ходил» и «это был самый интересный курс за всё время учёбы».

Суть такова

В отличие от многих подобных «игр для программистов», в игре Turing Complete большинство головоломок — это прямое воспроизведение архитектуры реального компьютера, а не просто абстрактные логические задачи. Т.е. можно, пройдя все этапы игры, реально прочувствовать, как (буквально) нолики и единички превращаются в компьютерные программы.

Игрок собственными руками с нуля (с уровня логических ворот, если точнее) строит аж собственный полноценный процессор. При этом в игре настолько плавно растёт сложность, что каждый новый шаг естественно вытекает из предыдущего.

💡

Название «Turing Complete» переводится как «полный по Тьюрингу». Грубо говоря, вычислительная машина называется «полной по Тьюрингу», если она может воспроизвести «любой» машинный алгоритм. Полнота по Тьюрингу занимает центральное значение в теоретической информатике и в жизни программистов-абьюзеров, создающих Тьюринг-машины там, где это не особо предполагалось.

Подробнее, о чём игра

Трейлер игры

(→ YT source)

Ниже подробно описываю всё то, что было показано в трейлере. Не могу назвать это спойлерами, ибо этапы игры ожидаемо соответствуют любому традиционному институтскому курсу по архитектуре компьютера:

Игра стартует с задач уровня «собери из нескольких логических ворот новые логические ворота»:

На середине игры нужно создать небольшую тьюринг-полную вычислительную машину (с шестью 8-битными регистрами памяти), на которой на созданном пользователем машинном коде (ассемблере) надо программировать простые алгоритмы:

Мой пездюк 🥰

Мой пездюк 🥰

К этому моменту игрок изучает:

Ещё не прошёл последние уровни игры, но судя по всему, в них изучаются:

Пример одного из эндгейм-уровней: некий «декодер инструкций».
<br> Взято из летсплея:
www.youtube.com/watch?v=gPB2POKnEf4

Пример одного из эндгейм-уровней: некий «декодер инструкций».
Взято из летсплея: www.youtube.com/watch?v=gPB2POKnEf4

Также в игре всегда открыт режим песочницы, который полностью доступен с самого начала. В этом режиме одним энтузиастом, например, был воспроизведён процессор Intel 8008 (это известный процессор 1972 года, часто детально разбираемый на традиционных курсах компьютерной архитектуры).

Видео прилагается (на английском):
https://www.youtube.com/watch?v=21bQBCfMDb8

О сложности заданий

В игре сделано всё, чтобы изучать архитектуру компьютера было легко и интересно.

Но совсем чисто по приколу пройти игру не получится. На многих уровнях нужно вникать, напрягаться, думать, изучать теорию:

После прохождения игры открывается рейтинговая система, вроде как основанная на параметре Delay (что-то типа быстродействия разработанной схемы). Можно сравнивать «профессионализм» своих схем с схемами других игроков. Правда, не уверен, что рейтинговая ситема работает при игре из РФ. У меня пока не работает, лол.

Дай сюда

Я покупал игру в Steam. В нынешних реалиях для России деньги на кошелёк Steam можно занести через QIWI upd 2024: больше нет, а потом через Казахстанский кошелёк уже перевести на Steam. Игра стоит 435₽ (в декабре 2022 года). С учётом комиссий и конвертаций у меня вышло 570₽.

Игра «Turing Complete» (пока?) не переведена на русский язык.

Игра (несмотря на экстаз, в который она способна вогнать всех проникшихся) не очень популярна. На ютубе о ней мало видиксов, и мало учебных материалов. Но прохождения уровней всегда таки есть где найти.

У игры активное Discord-коммунити:
https://discord.gg/hdrJaMUdrF

Игра всё ещё дорабатывается. К игре продолжают выходить обновления.